О памятнике затопленным кораблям
Хочется рассказать об одном памятнике с очень интересной историей, который считается одним из главных символов Севастополя. О памятнике затопленным кораблям.
Памятник затопленным кораблям. Фото.
В январе 1854 г. Англия и Франция потребовали вывода российских войск из дунайских княжеств: Молдавии и Валахии. Не желая обострять ситуацию, Россия выполнила требования. На освободившиеся территории тут же вступили австрийские войска. Не зная, как события будут развиваться дальше, Россия стала держать большие силы у этих границ. А уже в конце марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну.
К такому противостоянию русские войска оказались не готовы. И пехота и флот отставали в техническом развитии от союзных сил. Что у Англии, что у Франции весь флот состоял практически из одних пароходов. Парусников было совсем чуть-чуть. В России же пароходов было в лучшем случае треть от общего количества военных кораблей, остальной флот был парусным.
Эту войну впоследствии назовут Восточной, или Крымской, или Севастопольской.
Первый удар союзники нанесли не по Крыму и даже не по Севастополю, а по Одессе. И когда? В Страстную пятницу, когда шло богослужение. Но никто из прихожан не дрогнул, несмотря на обстрел с моря, и служба продолжалась дальше. Одна граната взорвалась прямо рядом с собором, как раз во время выноса плащаницы, тогда епископ Иннокентий устремил взор в сторону вражеских кораблей и предал их проклятью.
Атакован был и Соловецкий монастырь в Белом море и городок Кола на Мурманском побережье (при этом был сожжен прекрасный деревянный Воскресенский собор XVII в.).
В.А. Корнилов, начальник штаба Черноморского флота, на военном совете 9 сентября 1854 года призывал выйти в открытое море и атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие.
И тогда, командир линейного корабля «Селафаил» Зорин, сказал: «Что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!». С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был против.
Главнокомандующий, князь Александр Меньшиков, поддержал эту идею и приказал Корнилову сделать это, а в случае неповиновения, сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем согласился.
Сказано – сделано. Были опущены на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. А тяжелые орудия сняли и отправили на берег для усиления батарей и редутов.
Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на Историческом бульваре, где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, одним из командиров которого был артиллерийский офицер Лев Николаевич Толстой.
Исторический бульвар, 4-ый бастион. Фото.
У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.
Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года корабельные плотники проламывали топорами днища, а некоторые корабли взрывали пороховыми зарядами.
Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра.
Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде
11 сентября 1854 года. Иван Владимиров. Картина.
Враги были удивлены. Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход.
Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась неудачей. Удивительно, но, даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!
Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов добивал их корабли. Суда противника получали сильные повреждения и решили разумным – отступить.
В ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» даже везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить «затопленный редут». Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов Балаклавы.
Стихия не пощадила и затопленные корабли, поэтому было принято решение затопить еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».
Другой сильный шторм, в феврале 1855 года, сыграл на руку врагам, разметав линию нашей «подводной обороны». И адмирал Нахимов приказал затопить еще несколько старых судов:
«Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем. Имея Севастополь, мы будем иметь и флот. А без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь».
Была создана вторая подводная «шеренга». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Месемврия» и «Мидия».
Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установлен памятник затопленным кораблям — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя.
Даже враги уважали героев-защитников города, которые обороняли его 349 дней, от сил в разы превосходящих их собственные.
Слава героям Отечества!